СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МАНИПУЛЯТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ

Аннотация: представлены результаты эмпирического исследования манипулятивного поведения студентов гуманитарного профиля – психологов и филологов. Выявлено, что у обследованных студентов преобладают средние уровни выраженности манипулятивных установок в поведении и средний уровень макиавеллизма, при этом различия в среднегрупповых значениях макиавеллизма и манипулятивной коммуникативной установки студентов-филологов и психологов не являются статистически значимыми. Тревожным фактом является выявление высоких значений макиавеллизма у части студентов-психологов, что может в дальнейшем привести к негативным последствиям в их профессиональной деятельности и, скорее всего, негативно отразится на их потенциальных клиентах. Наиболее распространенными приемами манипулятивного воздействия студентов на преподавателей по оценке самих студентов являются списывание, ложные объяснения неготовности к занятию и изображение ложной заинтересованности предметом. Преподаватели, как и студенты, также указывают доминирующей манипуляцией со стороны студентов ложные объяснения неготовности к занятию, а также указывают на то, что студенты часто пытаются вызвать чувство жалости у преподавателя с целью получения какой-либо выгоды. Наибольшее расхождение в представлении преподавателей и студентов имеют такие манипулятивные приемы, как обещание исправиться в следующем семестре и разговор на интересующую преподавателя тему. Данные приемы часто используются студентами и не отслеживаются как манипуляции преподавателями. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных данных при построении программ развития конструктивного межличностного взаимодействия студентов и преподавателей, основанных на большем доверии, понимании друг друга, диалогическом общении.

Ключевые слова: манипуляция, студент, преподаватель, прием, макиавеллизм, психолог, филолог

kondrashihina