Аннотация: количество детей с нарушениями речевого развития увеличивается. У 40% детей дошкольного возраста отмечается общее недоразвитие речи. Речемыслительная деятельность детей с общим недоразвитием речи имеет свои особенности.
Акцент в исследовании авторами сделан на изучение речемыслительной деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи.
Научная новизна исследования состоит в том, что: изучены и раскрыты особенности течения мыслительных операций у детей с ОНР III уровня при дизартрии; приведен количественный и качественный анализ речемыслительной деятельности дошкольников с речевыми нарушениями.
Практическая значимость: проведён сравнительный анализ сформированности речемыслительной деятельности дошкольников с ОНР III уровня при дизартрии и дошкольников с нормой речевого развития; выявлены: конкретная направленность мышления детей с речевыми нарушениями, низкий уровень развития образно-логического мышления; трудности при построении логических рассуждений, выполнении заданий по аналогии; низкий уровень представлений об окружающем мире и взаимосвязи между объектами мира; низкие показатели фонематических, лексико-грамматических сторон речи; соответствие речемыслительной деятельности среднему и низкому уровням развития.
Ключевые слова: речемыслительная деятельность, общее недоразвитие речи, дошкольники