Аннотация: в статье анализируется и раскрывается коммуникативный потенциал предмета русская словесность в историческом опыте работы гимназий второй половины XIX века. Автором дифференцируются в ходе исследования актуальные и перспективные коммуникативные связи учащихся, формирующиеся в процессе социализации.
Сделан вывод о том, что коммуникативные связи, основанные на самобытных традициях и обычаях народа, его речевом этикете, своеобразных моделях речевых действий и речевого поведения, национальной системе ценностно-смысловых ориентиров в коммуникативной деятельности человека, интенсивно развиваются и трансформируются в ходе разнообразных видов работы над текстом на уроках словесности. Восприятие его в качестве высшей лингвистической единицы позволяет сделать вывод об интегрированности данного учебного предмета в качестве одной из основных его характеристик.
Ключевые слова: коммуникативные связи, речевые действия, речевое поведение, русская словесность, коммуникация